Архитекторы: Graça Correia и Roberto Ragazzi
Место: Канисада, Португалия
Площадь участка: 2000 м²
Общая площадь: 150 м²
Проект жилого дома создавался с учетом одновременного решения двух задач: реконструкции существующей постройки и превращения ее в место отдыха, на территории участка с весьма необычными характеристиками рельефа, сформированной пойменной зоной протекающей здесь рекой Кавадо. Участок находится на территории охраняемого заповедника, с обоснованно выставленными в таком случае требованиями по сохранению всех деревьев. Вдобавок, разрешенные параметры будущего объекта ограничивались размерами руин существующего на этом месте здания.
С первого же визита на участок, проектировщикам стало понятно, что они имеют дело с весьма деликатным проектом. Именно расположение дома, заданное в рамках природного окружения, являлось главным определяющим фактором для выбора проектного решения.
Для Заказчиков, увлекающихся на протяжении 20 лет катанием на водных лыжах, необходим был дом у реки, где они могли бы проводить выходные и каникулы. Для хозяев будущего дома возможность обозревать исключительный вид из окна являлась одним из важнейших требований к проекту. Для архитекторов это во многом определяло возможности развития внутреннего пространства дома, при этом они понимали, что само здание должно являться органичной частью существующего ландшафта.
Характеристики здания, определенные участком, не исключали прагматический анализ сложившихся условий. Так, заданием на проектирования были определены следующие требования: дом предназначен для проживания пары с одним ребенком, предпочтительно размещение гостевой зоны не смежно с хозяйской, также необходимо предусмотреть складскую зону с местом для хранения оборудования для катания на водных лыжах, хозяйственно-бытовую зону.
Небольшая площадь проекта дома была определена заданными размерами пятна остатков существующей постройки. Так, первоначально предложенные эскизы дома были выполнены в соответствии с заданными ограничениями. Между тем, в дальнейшем основное решение изменилось по причине выбора наиболее рациональной ориентации дома по сторонам света. Окончательное размещение на участке, под правильными углами на склоне потребовало более продуманного решения в части расположения основания под здания и платформы под него, с учетом исключения нанесения вреда растительности. Идея «невесомого внедрения» за счет создания консольно нависающей части дома, словно выстреливающей с берега, позволило максимально увеличить площадь дома, при сохранении пятна застройки.
В проекте данной постройки мы видим деликатную отсылку на дом Malaparte от Adalberto Libera или дизайнерский стол Less от Jean Nouvel, предлагающих конструктивное решение верхней части консоли.
Почти на половину скрытая в толще склона, снаружи постройка кажется меньше, при этом со стороны реки она мы можем наблюдать стеклянную раму, малозаметную на фоне растительности. Взаимосвязь, установленная между новым домом и останками прежде существующего, определила расположение входной зоны и задала общий масштаб «внедрения» в природное окружение; существующие руины были трансформированы в некое подобие элемента существующего ландшафта.
Строгая пластика бетона ясно прочитывается на фоне окружающей пышной растительности. Железобетонный объем, имеющий эксплуатируемую кровлю и террасированный спуск, снаружи полностью покрыт березами.